(Forbes, 25.09.01) Dan Ackman
www.worldeconomy.ru
Кто остановит эту бесконечную суету вокруг мало что предрекающего индекса доверия потребителей?
Каждый месяц, как по часам, Совет Конференции оглашает свой отчет, освещающий все взлеты и падения индекса доверия потребителей (ИДП). ИДП включает в себя пять независимых индексов, два из которых не имеют никакого отношения к доверию потребителей, и ни один из этих индексов не имеет практически никакой пользы. В этот месяц отчет Совета Конференции ожидался с особо напряженным вниманием, так как уровень доверия потребителей имеет, по словам многих аналитиков, критическое значение для экономики после катастрофы 11 сентября.
Однако у автора статьи нет окончательной уверенности в том, что обзор ожиданий потребителей – в противовес реальному поведению потребителей в данный момент времени – может быть для чего-нибудь полезен. Сегодня было зафиксировано падение индекса доверия, но это совсем не значит, что за ним последует и экономика.
То, что доверие потребителей само по себе очень важный показатель – уже давно является непреложной истиной. Потребитель, уверенный в завтрашнем дне будет тратить больше, в первую очередь это касается чеков на крупные суммы. Так доверие, которое Джон Мэйнард Кейнс называл “animal spirits”, регулирует и расходы, и инвестиции.
Однако нет доказательств того, что потребители полные ожиданий перейдут к конкретным действиям и что существует связь между индексом доверия и тем, что экономика практически в полном составе катится в пропасть. Самое лучшее, что может рассказать индекс доверия потребителей – это «предсказать» недавнее прошлое.
В течение последних двух с половиной лет, например, разнообразие этого показателя никак не соотносилось с будущими экономическими трендами. В январе 2000 года индекс доверия достиг своего пика, но после того, как в последнем квартале 1999 ВВП Америки вырос на небывалые 8.3%. Однако как только доверие выросло, экономика начала замедляться. Отчет о доверии потребителей не создает картину благосостояния, а лишь дает изображение того, что уже в прошлом.
Совет Конференции иногда признает это: обсуждая один из последних отчетов, директор по исследованиям Линн Франко сказал – «падение рынка труда США оказало негативное воздействие на доверие потребителей». Другими словами, сообщения о происходящих сокращениях создали опасения об их дальнейшем разрастании. Это вполне разумно.
Однако Франко идет дальше: «Индекс доверия показывает, что безработица будет расти». А вот это уже, как минимум, внушает сомнения.
Сегодня Совет Конференции постановил: «падение доверия на 16.4 пунктов является крупнейшим месячным сокращением этого показателя, начиная с октября 1990 года, когда индекс упал на 23 пункта». Однако Советом не было сказано, что ожидания потребителей отражают текущую ситуацию. Рецессия 1990 года – падение ВВП на 3.2% в третьем квартале – вселила глубокую печаль в сердца людей. Однако через шесть месяцев экономика восстановилась и стала расти. Ожидания потребителей оказались ошибочными – как это обычно и бывает.
Сегодняшние ожидания потребителей ничуть не лучше. Вскоре после достижения индексом доверия рекордного уровня в 2000 году, который не отставал от рыночных индексов, экономика начала замедляться. Рост ВВП составил лишь 2.3% в первом квартале 2000 года. Совокупный рост ВВП за 2000 год был на целый процентный пункт ниже, чем в 1999 году. Рост ожиданий потребителей предсказывал все с точностью до наоборот.
И доверие и ожидания в 2000 году упали, но их падение было непостоянным. Оба индекса резко снизились в первом квартале, ожидания упали аж на 11%. Однако во втором квартале рост ВВП резко усилился и достиг 5.7%. Ожидания росли во втором и третьем кварталах. В то же самое время рост замедлился до 2% и меньше.
Могут отчеты по ожиданиям потребителей пригодится хотя бы для прогнозирования потребления, если они не годны для составления прогнозов по росту экономики? Да, но и то, с большой натяжкой. Все девять кварталов подряд между 1999 и 2000 годами ожидания росли. Однако рост потребления наблюдался лишь дважды, один раз вообще упал, а два раза остался неизменным. То есть, в течение этих девяти кварталов ожидания потребителей оправдались лишь три раза.
Индекс ожиданий потребителей, рассчитываемый Советом Конференции, давал ошибочные предсказания в отношении развития экономики в течение шести из девяти кварталов.
Уолл-Стрит покупает, увлекаясь игрой в прогнозы доверия, и верит, что вырастет или упадет вместе с отчетом Совета Конференции. Однако трейдеры читают только заголовки, не вникая в детали. Рынок еще долго будет падать вслед за неудовлетворительными результатами индекса доверия, говорит Джон Аллен Паулос, математик в Temple University. Когда значение самых маленьких изменений в индексе столь прозрачны, люди «начинают делать из этого фетиш», - говорит он. Паулос тоже считает работу по расчету индекса «туманной».
Г-н Франко из Совета Конференции полагает, что в тот момент, когда Индекс Ожиданий падает ниже отметки 80, это говорит о приходе рецессии. В январе 2001 года индекс упал до79.3, а затем до 70.7. Но никакой рецессии не было.
С начала этого года ожидания росли вплоть до этого месяца. Сегодня индекс ожиданий вернулся на отметку 80. Прошлый опыт говорит, что падение ожиданий может означать рецессию. А может и нет.